| 2019-11-25, 9:07 AM | |
Тема урока. Правописание НЕ с именами существительными. Цели урока: формирование предметних компетентностей: дать учащимся представление о правописании не с существительными; знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными; уметь различать не – префикс, частицу, часть корня; с помощью алгоритма применять данное правило на практике; давать ответ на грамматическую тему; активно слушать художественную речь; развивать устную речь; уметь сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; формирование ключевых компетентностей: умения учиться: активизировать познавательную деятельность и логическое мышление школьников; коммуникативной: осуществлять речевое взаимодействие в группе; развивать толерантное отношение к мнению собеседников; информационной: формировать умение находить нужную информацию и представлять ее; культурологической: воспитывать коммуникативно-компетентную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока І.Организационный момент ІІ. Мотивация к учебной деятельности
У ч и т е л ь: Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашей активной работы. Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? Игра «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется именем существительным. Начну я. Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Например: кто? девочка, кошка, что? школа, парта. А теперь - покажите вы свои знания. Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.
Синтаксическая пятиминутка (записать предложение на доске) В поле цвели красивые незабудки. - Найдите имена существительные. - В каком слове у вас возникли затруднения? - Выделите морфемы в слове незабудки.
ІІІ. Объявление темы и целей урока (слайд) У ч и т е л ь: сегодня мы должны с вами научиться распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с именами существительными. Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами и сделать вывод.
ІV. Работа над темой урока У ч и т е л ь: А для этого я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим ответить на вопрос: « Когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно?», опираясь на свои знания по украинскому языку.
1.Работа в группах (слайд) КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ 1.Распределять поручения в группе. 2.Слушать друг друга. 3.Уметь уступать. 4.Уметь договариваться. 5.Проявлять активность в работе группы.
1 группа. Прочитать слова и сделать вывод о написании не с именами существительными. Недоумение, неразбериха, незабудки, неряха, недотепа, недоучка. 2 группа. Прочитать предложения и сделать вывод о написании не с именами существительными. Вчера со мной случилось несчастье (горе). Мой друг сказал неправду (ложь). Неприятель(противник) был разгромлен. 3 группа. Прочитать предложения и сделать вывод о написании не с именами существительными Не силой борются, а умением. В жизни помогает не удача, а упорный труд. Не печь кормит, а руки. 4 группа. Отгадать загадки. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. Не море, не земля, а кораблям плавать нельзя. Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь. Сделать вывод о написании не с именами существительными.
2.Сравним с материалом учебника на стр. 171 (Ученики читают) - Итак, как же мы должны действовать, когда стоит вопрос о написании НЕ с именами существительным?
3.Составим план наших действий - алгоритм. (слайд )и научимся рассуждать (проговорить)
1. Сначала нужно определить, употребляется ли существительное без -НЕ - если не употребляется, то пишем слитно. 2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет - если есть, пишем раздельно. 3. Заменить существительное синонимом: - если можно заменить, пишем слитно
- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.
V. Закрепление изученного материала
Прочитайте слова. К какому роду относятся существительные? Невежа, невежда, неряха, недотепа. Объясните их лексическое значение. Невежа - невоспитанный, грубый человек; невежда- малообразованный человек; неряха - неаккуратный, неопрятный человек; недотёпа -неуклюжий, неловкий и недалекий человек. Творческое задание. 1группе составить предложение со словом невежа. 2группе составить предложение со словом невежда. 3группе составить предложение со словом неряха.
Учитель читает текст ( слайд ) Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается (не)праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над (не)счастиями и (не)взгодами людей, которые страдали от (не)справедливости, (не)вежества, (не)равенства. Мы любим книги, где герои борются с (не)правдой. - Определить тему и основную мысль. (Тема: книга-друг человека. Основная мысль: читая книги, мы переживаем вместе с ее героями) -Раскрыть скобки и объяснить правописание не с именами существительными.
3.Динамическая пауза Гимнастика для глаз, физкультминутка.
Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глазки, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.
Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. Как только вы услышите такие слова, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Борис Заходер.
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.
Почему это стихотворение вызвало у вас улыбку? Наверняка, удивили слова: недотепа, неразбериха, неряха. Особенность их в том, что они без не не употребляются. Назовите такие слова.
5.Творческое задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мои друзья», используя собственные и нарицательные имена существительные. 6.Работа с учебником. Чтение рубрики «Возьми на заметку», с. 172-173 (слайд)
Работа в группах : упражнение 174 (по 3 слова) (слайд) 7. Тест « Не с существительными» (слайд) 1.Не с существительными пишется слитно: 1)Если существительное с не может быть заменено синонимом без не-; 2)Если в предложении есть противопоставление с союзом а; 3)Если слово не употребляется без не-. 2. Слово не употребляется без не- в предложении: 1)Он все время рассказывал (не)былицы; 2)Девочка в (не)решительности стояла перед дверью; 3)По (не)осторожности мы едва не попали в аварию. 3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении: 1)В (не)счастье важна поддержка друга. 2)На его лице было написано (не)годование. 3)Невежливость – это нарушение правил поведения. VІ.Подведение итогов урока VІІ.Рефлексия - Что открыли, узнали на уроке? - Почему было трудно? - Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Что вы взяли с сегодняшнего урока? - Над чем заставил задуматься урок? - Поможет ли вам алгоритм и таблица освоить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными? - Самооценка участия на уроке, приобретённых знаний.
VІІІ. Домашнее задание: Выучить теорию на с.171. Упр.177 | |
|
| |
| Переглядів: 333 | Завантажень: 0 | | |
| Всього коментарів: 0 | |