Тема урока.  Правописание НЕ с именами существительными.
2019-11-25, 9:07 AM

Тема урока.  Правописание НЕ с именами существительными.

Цели урока: 

формирование предметних компетентностей: дать учащимся представление о правописании не с существительными; знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными; уметь различать не – префикс, частицу, часть корня;  с помощью алгоритма применять данное правило на практике; давать ответ на грамматическую тему; активно слушать художественную речь;  развивать устную речь;  уметь  сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; формирование ключевых компетентностей: умения учиться: активизировать познавательную деятельность и логическое мышление школьников; коммуникативной: осуществлять речевое взаимодействие в группе; развивать толерантное  отношение к мнению собеседников; информационной: формировать умение находить нужную информацию и представлять ее; культурологической: воспитывать коммуникативно-компетентную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения.

 

Тип урока:  урок усвоения  новых знаний, формирования умений и навыков.

 

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийное оборудование, презентация.

 

Ход урока

І.Организационный  момент

ІІ. Мотивация к учебной деятельности

 

У ч и т е л ь:      Прозвенел звонок веселый,

                           Мы начать урок готовы,

                           Будем слушать, рассуждать

                           И друг другу помогать.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашей активной работы.

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

Игра «Микрофон».

Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется  именем существительным. Начну я.

 Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?   Например: кто?  девочка, кошка, что? школа, парта.

А теперь - покажите вы  свои знания.

Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.

 

  

 

Синтаксическая пятиминутка (записать предложение на доске)

В поле цвели красивые незабудки.

- Найдите имена существительные.

- В каком слове у вас возникли затруднения?

- Выделите морфемы в слове незабудки.

 

 

 

 

ІІІ. Объявление темы и целей урока (слайд)

У ч и т е л ь: сегодня мы должны с вами научиться  распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с именами  существительными. Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами и сделать вывод.

 

ІV.  Работа над темой урока

У ч и т е л ь: А  для этого я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим ответить на вопрос: « Когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно?», опираясь на свои знания  по украинскому языку.

 

1.Работа  в группах (слайд)

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

1.Распределять поручения в группе.

2.Слушать друг друга.

3.Уметь уступать.

4.Уметь договариваться.

5.Проявлять активность в работе группы.

 

 

 

1 группа.   Прочитать слова и сделать вывод о написании не с именами существительными.

Недоумение, неразбериха, незабудки, неряха, недотепа, недоучка.

2 группа. Прочитать предложения и   сделать вывод о написании не с именами существительными.

Вчера со мной случилось несчастье  (горе).

Мой друг сказал неправду (ложь).

Неприятель(противник)  был разгромлен.

3 группа. Прочитать предложения и   сделать вывод о написании не с именами существительными

Не силой  борются,  а умением.

В жизни помогает не удача, а упорный труд.

Не печь кормит, а руки.

4 группа.  Отгадать загадки.

Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Не море, не земля, а  кораблям плавать нельзя.

Трещит, а не  кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь.

Сделать вывод о написании не с именами существительными.

 

2.Сравним с материалом учебника на стр. 171 (Ученики читают)

- Итак, как же мы должны действовать, когда стоит вопрос о написании НЕ с именами существительным?

 

3.Составим план наших действий - алгоритм. (слайд )и научимся рассуждать (проговорить)

 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514336/img2.gif

1. Сначала нужно  определить, употребляется ли существительное без -НЕ

- если не употребляется, то пишем слитно.

2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет

- если есть, пишем раздельно.

3. Заменить существительное синонимом:

- если можно заменить, пишем слитно

 

- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.

 

V. Закрепление изученного материала

 

  1. Работа в группах (слайд)

Прочитайте слова.  К какому роду относятся  существительные?

Невежа, невежда, неряха, недотепа.

 Объясните их лексическое значение.

Невежа - невоспитанный, грубый человек;

невежда- малообразованный человек;

неряха - неаккуратный, неопрятный человек;

недотёпа -неуклюжий, неловкий и недалекий человек.

Творческое задание.

1группе составить предложение со словом  невежа.

2группе  составить предложение со словом невежда.

3группе составить предложение со словом неряха.

  1. группе составить предложение со словом недотепа.

 

  1. Работа с текстом.

Учитель читает текст ( слайд )

Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается (не)праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над (не)счастиями и (не)взгодами людей, которые страдали от (не)справедливости, (не)вежества, (не)равенства. Мы любим книги, где герои борются с (не)правдой.

- Определить тему и основную мысль.

 (Тема: книга-друг человека. Основная мысль: читая книги, мы переживаем вместе с ее героями)

-Раскрыть скобки и объяснить  правописание не с именами существительными.

 

3.Динамическая пауза

Гимнастика для глаз, физкультминутка.

 

Вы работали старательно, слушали внимательно.

Ваши глазки, наверное, устали.

Проведём гимнастику для глаз.

 

Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. Как только вы услышите  такие слова, вы должны открыть глаза.  Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Борис Заходер.

  1. Работа по учебнику. Упражнение 173.

 

 

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И  во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

 

Почему это стихотворение вызвало у вас улыбку?

Наверняка, удивили слова: недотепа, неразбериха, неряха. Особенность их в том, что они без не не употребляются. Назовите  такие слова.

 

5.Творческое задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мои друзья», используя собственные и нарицательные имена существительные.

6.Работа с учебником.

Чтение рубрики «Возьми на заметку», с. 172-173 (слайд)

 

 

Работа в группах : упражнение 174 (по 3 слова)  (слайд)

7. Тест « Не с существительными» (слайд)

1.Не с существительными  пишется слитно:

1)Если существительное с не может быть заменено синонимом без не-;

2)Если в предложении есть противопоставление с союзом а;

3)Если слово не употребляется без не-.

2. Слово не употребляется без не- в предложении:

1)Он все время рассказывал (не)былицы;

2)Девочка в (не)решительности стояла перед дверью;

3)По (не)осторожности мы едва не попали в аварию.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

1)В (не)счастье важна поддержка друга.

2)На его лице было написано (не)годование.

3)Невежливость – это нарушение правил поведения.

VІ.Подведение итогов урока

VІІ.Рефлексия

- Что открыли, узнали на уроке?

- Почему было трудно?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Что вы взяли с сегодняшнего урока?

- Над чем заставил задуматься урок?

- Поможет ли вам алгоритм и таблица освоить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными?

- Самооценка участия на уроке, приобретённых знаний.

 

VІІІ. Домашнее задание:  Выучить  теорию на с.171. Упр.177

Категорія: Мої файли | Додав: Green_Tee
Переглядів: 333 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar